Вернуться назад

1 января 2019 года в России завершился переход на новую систему обращения с ТКО

13 марта 2019

Уважаемые жители Октябрьского района!

С 1 января 2019 года в России произошел переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Предлагаем вам ознакомиться с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы.

 Одно из основных новых понятий для населения - региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. 

С 1 января 2019 года на территории Ростовской области работают 8 региональных операторов – каждый в своей зоне ответственности.

Территорию Октябрьского района обслуживает региональный оператор - ООО "Экострой-Дон".

1. Когда начал работу региональный оператор?

С 01.01.2019 г. региональный оператор ООО «Экострой-Дон» выполняет свои обязанности «регионального оператора» в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Кто должен купить и оборудовать контейнерную площадку?

На региональном операторе не лежит обязанность по оборудованию мест сбора ТКО в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 

Согласно ст. 8 указанного закона «К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах».

3. Что делать, если потребитель хочет заключить договор «по факту» (коммерческий учет)?

Коммерческий учёт массы и объёма ТКО может осуществляться расчётным путём или исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения. Для произведения расчётов с собственниками ТКО коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма, и количества и объёма контейнеров для накопления ТКО.

Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган местного самоуправления сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. В таком случае предприниматель или физическое лицо должен обратиться в орган местного самоуправления с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО и включении его в Реестр мест сбора ТКО (контейнерных площадок).

Региональный оператор вправе оказывать услуги по обращению с ТКО по коммерческому учёту массы и объёма ТКО только при наличии надлежащим образом оформленной контейнерной площадки, включенной в Реестр. До того момента пока предприниматель оформит и оборудует контейнерную площадку, обращение с ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 № 2 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области».

4. Почему потребитель обязан заключить договор?

В соответствии с п.5 ст. 30. ЖК РФ «Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии с п.4 ст. 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления».

В соответствии с п.6 ст. 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Объект размещения отходов должен соответствовать требованиям ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 421 ГК: «Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».

5. Кто утвердил тариф и норму накопления?

Норма накопления устанавливается в соответствии с Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 № 2 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области». Региональный оператор действует в соответствии с законодательством.

Тариф установлен в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 № 85/121 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экострой-Дон» (ИНН 6125028860) в зоне деятельности Красносулинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса на 2019 год».

6. Что делать, если потребитель хочет заключить договор в письменном виде на бумажном носителе?

В соответствии с п.1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. ООО «Экострой-Дон» разместил на своем официальном сайте публичный договор от 27.12.2018 г.

Если потребитель хочет заключить договор в письменном виде на бумажном носителе, то региональный оператор выдает в бумажном виде публичный договор, заполняет данные потребителя, подписывает, заверяет печатью.

7. Что делать, если потребитель хочет заключить договор на основании типовой формы договора, утвержденной Правительством РФ?

Публичный договор содержит все нормы типового договора Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).

Предложение потребителей о заключении договора основываясь на положениях только типового договора не законно, т.к. не включает особенности регионального законодательства и нарушает нормы ст. 426 ГК РФ. Региональный оператор, разместив публичный договор, обязан заключить его с любым лицом, которое к нему обратилось только на тех условиях, которые изложены в публичном договоре. Исключений быть не может, т.к. при заключении договора на иных условиях нарушаются нормы ст. 317, 328, 426 ГК РФ. В этом случае контрольно-надзорные органы вправе привлечь регионального оператора к ответственности за нарушения указанных норм российского законодательства.

Обязательственные правоотношения, вытекающие из публичного договора, порождают обязанность регионального оператора заключить с потребителем договор и соответствующее ей право потребителя требовать заключения такого договора. Региональный оператор, как сторона публичного договора, не вправе заключить или отказать в заключении договора, самостоятельно определять контрагента и оговаривать с ним взаимовыгодные условия будущего соглашения. Подобное ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя, в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 115-О, учитывает существенное неравенство сторон в договоре такого типа и направлено «на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях». Таким образом, законодательство прямо запретило заключать договора с иными условиями, при наличии публичного договора.

Более того, при «затягивании по времени» процесса заключения договора, потребитель злоупотребляет правом. Согласно пункту 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Одной из форм злоупотребления правом являются действия,  которые содержат мнимое соблюдение законодательства и противоречащее обычаям делового оборота, и направленные на получение прибыли за счет других хозяйствующих субъектов. В силу п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Таким образом, если потребитель хочет заключить договор на основании только типовой формы договора, утвержденной Правительством РФ, региональный оператор не вправе его заключить, т.к. в типовой форме нет ряда норм дополняющих, но не умаляющих права потребителя. Факт заключения такого договора будет нарушать права потребителей. Гражданский кодекс РФ (ст. 426) прямо указывает на то, что у всех контрагентов должны быть равные права и обязанности.

8. Что делать если в квитанции некорректные данные?

В соответствии с законодательством корректировка данных возможна на основании заявления граждан (форма заявления имеется у регионального оператора) и документов, подтверждающих заявленные сведения (справки с места работы, учебы и т.д.).

9. В каких случаях изменяется количество потребителей для начисления платы по обращению с ТКО?

Изменение количества потребителей происходит на основании заявления собственника отходов (собственника дома, квартиры) и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Документы, подтверждающие отсутствие указанных в платежном документе лиц: свидетельство о смерти, временная регистрация, справка с места работы (если в ином населенном пункте), справка с воинской части (срочная или контрактная служба), справка с места учебы (если в ином населенном пункте), иные документы.

10. Какая ответственность в случае не заключения договора по обращению с ТКО?

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

МФЦ Октябрьского района в п. Каменоломни


На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.
Помощник "Мои Документы" close